Гайсин. Гайсинщина

25576890Из Википедии о польском прошлом Гайсина

В 1569 году после Люблинской унии территория Брацлавщины была присоединена к Речи Посполитой. Через 11 лет после образования Брацлавского воеводства (1580) земли, расположенные в среднем течении реки Соб, были подарены польским королем Стефаном Баторием шляхтичу Тромчинському. Территорию эту назвали Гальщиной. С этого времени и начинается история города Гайсина, который ещё называли Гальшин, Гайшин или Айсин. В начальный период город (так же, как окружавшие его сёла) непрерывно передавался во владение, или, точнее, в своеобразное «кормление» от одного хозяина к другому.

В 1600 году Гайсин по королевской привилегии основал шляхтич Свирский. С 1605 года город от владевших им на тот момент Оришевских перешёл к Ядвиге Ружинской (по 4-му мужу — Одрживольской). Впрочем, споры с соседями за право владения Гайсином продолжались. Только в 1616 году Гайсин «окончательно» передан в «пожизненное владение» семье Одрживольских.

16 ноября 1621 года польский король Сигизмунд III подарил Гальшин с землей шляхтичу Яну Дзержку за военные заслуги.

По переписи 1629 года в городе проживало 822 жителя. На карте Г. де Боплана (1639) Гальшин значится как посёлок городского типа.

Сильно пострадал Гайсин в ходе антипольских войн Богдана Хмельницкого (1648—1654), которые сопровождалось грабежами и массовыми убийствами евреев.

В 1659 году король Ян-Казимир пожаловал Гайсин запорожскому старшине Максиму Булыге. Вероятно, это отражало тогдашнюю геополитическую ситуацию: Речь Посполитая с трудом контролировала окраины, на которые претендовали также Османская империя и Русское царство. В этих условиях «подарок» мог означать формальное признание фактических обстоятельств: в условиях разразившейся на Украине гражданской войны среди казачества лояльная Кракову часть запорожцев была той военной силой, которая могла реально противостоять турецкой и московской экспансии.

Однако уже через год, в 1660 году, Гайсин (вместе с селом Кисляк) передаются на «дожиттєве право» Станиславу Якубовскому.

В 1699 году, согласно Карловицкому мирному договору, Турция оставила Гайсинские земли Польше. Здесь опять утвердились польские феодалы, между которыми постоянно происходили междоусобные войны. За территорию Гайсинщины спорили между собой Огинские и Саниги. В результате этой борьбы Гайсин в 1701 году был полностью разграблен.

Вся середина XVIII века выдалась крайне неспокойной. В ходе гайдамацких восстаний 1734 и 1750 годов традиционно в первую очередь подвергалось массовому избиению польское и еврейское население Умани, Гайсина и других населённых пунктов Брацлавского воеводства. Точное количество жертв подсчёту не поддаётся. Тем не менее практически все источники фиксируют факт тотального исчезновения еврейских общин на охваченной восстанием территории.

22 ноября 1744 году польский король Август III пожаловал Гайсину магдебургское право и герб с изображением серебряного орлиного крыла в зелёном поле, а в следующем году разрешил учредить в Гайсине четыре ежегодных ярмарки.

В 1768 году украинское население Гайсинщины активно участвовало в Колиивщине — восстании гайдамаков, вновь сопровождавшимся массовыми убийствами поляков и евреев Гайсина. После подавления Колиивщины земли Гайсинщины были поделены между магнатами Потоцкими, Ярошиньскими, Собаньскими, Холоневскими и другими. Сам Гайсин с окрестными селениями был в 1775 году отдан во владение Антонию Ледуховскому. В 1783 году он получил королевскую привилегию на право владеть городом и окружающими селами на 50 лет. Однако уже в 1789 году Гайсин от Ледуховского перешёл к графу Феликсу Потоцкому, который в Гайсинском уезде имел 10 тыс. десятин земли и 1200 десятин леса.

 

 

 

 

 Гайсин Еврейский

Гайсин

Александр Вишневецкий

Статья напечатана 7 августа 2008 года в газете “Новости недели” приложении “Время НН”

Гайсин, в прошлом, еврейское местечко на территории Подолии в Украине. Оно известно нам по именам ряда людей, в первую очередь, еврейских поэтов Иосифа Керлера, Давида Бромберга, певца Эмиля Горовца. Местечко неоднократно упоминается в рассказах Шолома Алейхема. Имя этого местечка у меня на слуху с раннего детства, хотя я там никогда не был. В 1933 году моя мама Острая Татьяна Наумовна окончила здесь медицинский техникум на языке идиш в возрасте 21 год и затем всю свою жизнь проработала по этой специальности, всегда с большой теплотой вспоминая о годах учебы, проведенных в Гайсине. Мне также известно, что в 1935 году выпускники медицинского техникума города Гайсин в полном составе изъявили желание работать в Еврейской автономной области. В этом еврейском медицинском техникуме учились многие известные деятели медицины. Еврейская история этих мест начинается с 17 столетия, когда сюда начали переселяться евреи из Польши и Литвы. Владения здесь отдавались польскими помещиками в аренду евреям, способным применить здесь свои знания, опыт в торговле, сборе налогов, в разных формах контроля крестьянского труда. Как населенный пункт Гайсин известен с 1600 года, и с тех пор еврейское население не только проживало здесь, но и оставило заметный след в истории этих мест. Огромный ущерб еврейской жизни здесь нанесло восстание казачества во главе с Богданом Хмельницким (1648-1654 годы). Трагическими были и последствия восстания гайдамаков в 1738 году. Оно сопровождалось грабежами и убийствами евреев. Смута продолжалась и далее вплоть до 1768 года. Во всех этих трагических событиях сказалось то, что местное население воспринимало евреев, чужаков по языку, вере и обычаям, как своих угнетателей, не замечая тех, кто стоял за их спиной – польских помещиков и магнатов. Число евреев Гайсина в это время не превышало от нескольких десятков до нескольких сот человек. Так по переписи 1790 года в Гайсине числилось всего 50 евреев. Позднее еврейское население быстро росло и уже к 1800 году число евреев в Гайсине достигло 1275 человек при общей численности населения 1857 человек. К 1855 году соотношение евреев и христиан составило 1246 к 1305, при этом число еврейских купцов составляло 271, а христианских только 45.Среди еврейского населения было много ремесленников. Так, в 1860 году число еврейских ремесленников-мастеров составило 95 человек. Особую роль в жизни Гайсина играли торговцы и владельцы предприятий. Соответственно среди еврейского населения было много людей связанных с торговлей, изготовлением и продажей одежды, поденщиков. Ярмарки и базары в Гайсине подробно описаны Шолом Алейхемом в книге «Мальчик Мотл». Число магазинов на центральной улице достигло210 единиц в 1904 году. К 1890 году в Гайсине была одна синагога и 5 еврейских молитвенных домов. К 1900 году при общей численности населения Гайсина в 11622 человека, число евреев составляло 6470 человек. Еще 21411 евреев были сосредоточены в этом районе в сельской местности. В Гайсине того времени евреи занимали центр города и сосредоточили в своих руках основную торговлю. Благоприятствовало развитию Гайсина и строительство железной дороги Гайворон – Винница. Еврейские богачи Гайсина, как свидетельствует Шолом Алейхем, вложили деньги в это строительство. Также немало зданий и промышленных объектов было отстроено на деньги еврейских богачей. Собственниками сахарного и пивоваренного заводов, винзавода, мельницы, табачной фабрики, типографии были евреи. Среди еврейского населения было немало мелких торговцев, корчмарей, арендаторов. Погромы 1905 года привели к началу оттока еврейского населения за границу. Сказалось это и на Гайсине, где произошло ощутимое снижение численности еврейского населения. С началом революции 1917 года в России прошли первые крупные еврейские погромы. Не обошли они и Гайсин, где в это время орудовала банда Медынского. Когда местный большевик Киселев организовал отряд самообороны для борьбы с бандитами, в него вошли и евреи местечка. Страшнее и трагичнее были события гражданской войны 1918 – 1921 годов. Жуткую и зловещую роль в жизни еврейства Украины сыграли бандитские шайки многочисленных атаманов. В 1919-1921 годах вся Украина была во власти этих банд, которые подпитывались крестьянами из близлежащих к местечкам и городам сел. Погромы, совершенные этими бандами, отличались особой жестокостью. В Подольской губернии особенно пострадали города Гайсин, Липовец, Янов, Тульчин, Брацлав, Печора, Голованевка. Имел место и погром в Гайсине со стороны отрядов Красной армии. В марте-апреле 1919 года в Гайсине проходили еврейские погромы, организованные петлюровцами. В них погибло 390 человек. В мае 1919 года во время захвата Гайсина бандой атамана А.Волынца было убито 1200 человек, преимущественно евреев. Позднее, в том же году при захвате Гайсина деникинцами имели место грабежи, изнасилования женщин. Только к июлю 1920 года Гайсин был, наконец, очищен от всех банд. С установлением советской власти и изменениями в традиционном образе жизни евреи перебираются в более крупные населенные пункты вне бывшей черты оседлости. Еврейское население Гайсина в 1924 году составляло 36% от населения Гайсина в 13800 человек. К 1924 году в Гайсине открыли еврейскую семилетнюю школу. По переписи 1939 года евреев в Гайсине было 4109, что составляло 27,7 % от общего населения. В годы второй мировой войны ставка Гитлера «Вервольф» находилась под Винницей в селе Стрижавка, и Гайсин из-за близости к этой ставке находился в зоне фашистского охранного кольца. Из-за этого Винницу и территорию вблизи оккупанты стремились сделать в высшей степени свободными от всяческого сопротивления и безопасными для высшего руководства фашистского режима Германии. Одним из условий достижения этих целей считалось создание здесь зоны, свободной от евреев – “юденфрай”. Массовые уничтожения еврейского населения проводились повсеместно в городах и местечках, входящих не только в немецкую зону оккупации, но и вблизи от нее. Крупномасштабные акции по уничтожению евреев осуществили подразделения полка группы армий “Юг”, потом их проводили спецгруппы СС при активном участии украинской полиции. Имеются также множество документальных и личных свидетельств об участии литовских полицейских в акциях массового уничтожения евреев в районе Гайсина. Приказом командира порядковой полиции Литвы литовский батальон полиции был переброшен в конце марта 1942 года в Украину. С 4 апреля 1942 года литовское подразделение находилось на территории Винницкой области. Одна из рот этого подразделения дислоцировалась в Гайсине. К весне 1943-го штаб литовского батальона был переведен в Гайсин из Винницы. В Гайсине литовских полицейских направили на охрану еврейских рабочих лагерей и лагерей советских военнопленных, расположенных вдоль так называемой 4 Берлинской автострады на ее участке “Винница-Умань”. Заключенные строили автостраду, которая шла из Берлина на Одессу через Гайсин. Фактическое командование всеми структурами батальона, как и украинскими полицаями из местного населения осуществляли немцы. В предназначенных для строительства участка дороги “Винница-Умань”, еврейских рабочих лагерях, находились евреи не только из близлежащих сел, но и пригнанные из румынской зоны оккупации местные евреи, а также депортированные из Румынии, Северной Буковины и Бессарабии,. В обязанности литовских охранников входило также уничтожение неспособных к работе, что они охотно и тщательно исполняли. За период пребывания литовских полицейских на Винницкой земле в местах их дислокации, т.е. в Виннице, Литине, Немирове, Гайсине и районах уничтожены 15511 евреев. В период Катастрофы в Гайсине погибло 5190 евреев, причем данные потерь не совпадают с данными переписи, из-за значительного присутствия среди евреев, погибших здесь, депортированных из Румынии и Молдавии. Гайсин, был захвачен фашистами 25 июля 1941 года и освобожден 13 марта 1944 года. Послевоенная история Гайсина, как и других еврейских местечек на Украине, с фактами проявлений антисемитизма и гонений на евреев, привели в конечном итоге к практически полному завершению еврейской жизни здесь. Да, и как могло быть иначе после всего того, что было пережито здесь в течение многих поколений?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>